“Служба ранней помощи” для детей с ограниченными возможностями в возрасте от рождения до 3 лет

В 2013 году Центр «Доброта» выиграл грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одним из мероприятий гранта стала организация «Службы ранней помощи» для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3 лет. Программы раннего вмешательства были впервые разработаны в США и странах Западной Европы. Их цель –  расширение форм восприятия детей раннего возраста, повышение компетентности родителей в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, восполнение дефицита общения.

Реабилитационные мероприятия, начатые в раннем возрасте, значительно снижают риск инвалидизации у детей раннего возраста.

В рамках программы «Служба ранней помощи» прием детей ведется с 2-х месячного возраста. Реализация этой программы состоит из двух этапов: «выявление» и «ранняя помощь».

Комплексная оценка общего развития детей, подвергшихся воздействию факторов риска или имеющих выявленные нарушения развития, проводится в Центре с помощью нормированных шкал KID (для детей с 2 месяцев до  16 месяцев) и RCDI (дети от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 месяцев). Методика оценки уровня развития детей первых лет жизни основана на сопоставлении наблюдений родителей за поведением ребенка со статистически обоснованными нормами  и предназначена для раннего выявления детей с задержкой развития, выработки рекомендаций для помощи детям и отслеживания сопутствующей динамики. Перед первичным приемом в Центр «Доброта» родителям необходимо заполнить анкету KID или RCDI. Для детей в возрасте от 2 до 16 месяцев или старших детей, чей возраст развития не превышает 16 месяцев, используется шкала KID, для детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. – шкала RCDI.

Если по результатам анкетирования у ребенка выявлены отставания в развитии, то для него разрабатывается индивидуальная программа сопровождения с учётом особенностей развития ребёнка, включающая коррекцию моторного, когнитивного, социального, речевого, эмоционального и коммуникативного развития. Работу с ребенком осуществляет междисциплинарная команда, в состав которой входят: врач-педиатр, врач ЛФК, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,  инструктор-методист ЛФК, специалист по социальной работе. Добровольность, ориентация на личность ребенка, ориентация на партнерство с семьей, междисциплинарность – вот принципы, которыми руководствуются специалисты Центра «Доброта». Специалисты «Службы ранней помощи» осуществляют наблюдения за развитием детей в динамике, внося необходимые изменения в программу.

Занятия по программе «Служба ранней помощи» проводятся индивидуально или в группе с учетом степени ограничения развития ребёнка. В структуру группового или индивидуального игрового занятия специалиста Центра «Доброта» входят: обследование ребёнка и игрового родительско-детского взаимодействия методом наблюдения; сопровождение свободной игры детей и родителей (при помощи специальных методик); совместная игра специалиста с детьми, в процессе которой решаются профилактические, развивающие, коррекционные и обучающие задачи. С родителями проводится информационная работа  с обучением их навыкам реабилитации детей в домашних условиях.

Центр «Доброта» приглашает все семьи, имеющие детей раннего возраста, заполнить анкету, которую можно найти на данном сайте в меню “Анкеты, либо обратиться непосредственно в Центр. 

Дети, нуждающиеся в ранней помощи:

1. Дети с ОВЗ, включая детей с установленной инвалидностью – это дети с умеренными и более тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, обусловленными различными установленными или не установленными причинами, в  том числе:

а) имеющие нарушения структуры организма, которые сопровождаются или чаще всего приводят к ограничениям активности ребенка и/или его участия в социальных ситуациях, типичных для здоровья сверстников;

б) имеющие нарушения функций организма, которые сопровождаются или чаще всего приводят к ограничениям активности ребенка и/или его участия в социальных ситуациях, типичных для здоровых сверстников;

в) имеющие ограничения активности и/или участия в социальных ситуациях, типичных для здоровых сверстников;

2. Дети из группы биологического риска – дети, имеющие по заключению врачей высокий риск формирования ограничений жизнедеятельности, например, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель, перенесшие тяжелую асфиксию при рождении, с эпилептически синдромом и т.п.

3. Дети из группы социального риска – дети-сироты и оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающих семьях, в домах ребенка, детских домах и детских домах-интернатах, из семей, где ребенок подвергается пренебрежению и /или насилию, родители страдают алкоголизмом и/или наркоманией, имеют ограничение жизнедеятельности.

Обращаем внимание, если ребенок родился недоношенным; если в семье есть генетические заболевания; если родители сами имеют инвалидность, либо в семье уже есть ребенок-инвалид; если родители воспитывались в детском доме или замещающей семье, то таким детям необходимо уделить особое внимание, так как они входят в группы социального риска отставания в развитии. Если ваш ребенок входит хотя бы в одну из групп социального риска, призываем вас пройти анкетирования на сайте Центра «Доброта» в интересах Вашего ребенка.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять